В 1752 году произошло событие, казалось бы, никак не связанное с воздухоплаванием: американским физиком Франклином были обнаружены электромагнитные свойства тел взаимопритягиваться и отталкиваться друг от друга. Братья Этьен и Жозеф Монгольфье, зная об этих исследованиях, пришли к выводу, что причиной подъема облаков является их электризация. С целью получения газа, обладающего электрическими свойствами, они начали сжигать мокрую солому и шерсть, которые они использовали по аналогии с процессами, происходящими в электрографе, а воду добавляли для получения пара, схожего с составом облаков.

Братья построили оболочку диаметром более 10 метров, она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена бумагой и усилена веревочной лентой. Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 км.

Ошибка в принципе образования подъемной силы не помешала сделать величайшее изобретение. Вскоре эта ошибка была обнаружена. Швейцарский физик Соссюр доказал на практике, что подъем монгольфьера (так начали называть аэростаты братьев Монгольфье) вызван высокой температурой воздуха в оболочке. Тем не менее, на основании протокола, составленного после демонстрационного полета, Парижская Академия Наук назначила комиссию, которая вызвала братьев Монгольфье для повторения опыта. Средства на постройку аэростата также выделила академия. Этьен прибыл в Париж, под его руководством был построен шар, имеющий удлиненную форму. Оболочка была изготовлена из холста, оклеенного с двух сторон бумагой, и украшена орнаментом (ее объем составлял 1400 куб. метров при весе около 400кг).

Срок официальной демонстрации был назначен на 19 сентября 1783 года, однако на пробном привязном подъеме 11 сентября из-за сильного ветра и дождя оболочка пришла в полную негодность. Назначенный срок не был изменен, и за пять дней был построен новый аэростат. Этот шар имел оболочку по форме близкую к сфере и сделан из прочной бумажной ткани, покрытой красной клеевой краской, но имел объем также 1400 куб. метров.

Официальная демонстрация аэростата состоялась 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка. В 1 час дня взмыл в воздух шар, унося в своей корзине первых воздушных путешественников: петуха, утку и барана. Шар пролетел 4 км за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти. Это был триумфальный официальный эксперимент, после которого братья Монгольфье были удостоены наград, а их шары с этого дня стали называться монгольфьерами.

В том же 1783 году в воздух на аэростатах поднялись люди. Французский монарх Людовик XVI, первый обративший благосклонное внимание на аэронавтов, распорядился назначить аэронавтам награду в виде графского титула и пожизненного пансиона. В России к первым полетам венценосные особы также отнеслись с восторгом. Но вскоре во Франции прокатилась буржуазная революция и Екатерина II, пресекая в империи «якобинский дух», нашла для этого следующий повод: «В предупреждение пожарных случаев и иных приключений…, повелеваем учинить запрещение, чтобы никто не дерзал пускать на воздух таковых шаров». Так императрица одним росчерком пера на долгие годы приостановила развитие воздухоплавания в России.

На счастье аэронавтов, внук императрицы Александр І отменил указ бабушки. Он благосклонно и с интересом относился к воздухоплаванию. С 1802 года подъемы аэростатов стали в России не редкостью.

В конце ХІХ — начале ХХ века воздухоплавание стало принимать массовый характер. В апреле 1899 года состоялись первые соревнования на аэростатах. До Великой Отечественной войны советские воздухоплаватели установили свыше 20 международных рекордов.

Все о воздушных шарах. Таланов А.В.

К сожалению, сразу после изобретения аэростаты стали активно применяться в военных целях, впервые они были использованы во время первой Французской революции. С мая по июль 1974 года шар, наполняемый водородом, успешно применяется в войне Франции и Австрии. Для этого французами была сформирована «Первая рота воздухоплавателей», командование ею было возложено на физика Кутеля. Кутель совместно с Шарлем и Конте практически освоили метод добывания водорода, предложенный знаменитым физиком Лавуазье и заключавшийся в пропускании водяных паров через раскаленные железные стружки. Для этой цели строились специальные газодобывательные печи, они были построены в Мобеже, Борестете и Франкентале таким образом, что рота воздухоплавателей могла работать на линии длиной 150 миль. Шар использовался для рекогносцировочных подъемов и поднимался на 2-х канатах, наматываемых на один общий барабан. Длина канатов составляла 600 м, к оболочке канаты крепились в экваториальной части с помощью «гусиных лапок».

При осаде Венеции в 1849 году австрийцы не могли производить бомбардировку города с суши и решили для этой цели применить монгольфьеры. Оболочка шара имела объем 94 куб.м и была изготовлена из толстой писчей бумаги. К нижней части подвешивалась 30-фунтовая бомба, которая отделялась от оболочки с помощью горящего шнура. Под оболочкой располагалась жаровня, изготовленная из кровельного железа. Топливом служил древесный уголь, которого брали 5…7 кг и хватало на 30 минут полета. Сначала австрийцы пускали пробный шар и затем расчетным путем определяли точное место запуска и длину фитиля. Все приготовления к полету производились за специальным парусиновым ограждением высотой около 8 м. Каждая торпедоносная станция включала в себя:

  • 1 повозку с 100 монгольфьерами
  • 2 повозки с жаровнями
  • 1 повозку с 60 бомбами
  • 1 повозку с 40 бомбами и парусиновым забором

Точность попадания не была высокой, но моральное воздействие имело место. Так, одна бомба разорвалась на городской площади Св. Марка. Один только вид летящего монгольфьера, под которым была подвешена бомба, способная оторваться в любой момент, наводил ужас на итальянцев.

Интересны случаи применения аэростатов для доставки почты во время Франко-Прусской войны (1870-1871 гг.). Осажденные в крепости Мец французы для установления сообщения с внешним миром с 5 по 15 сентября 1870 г. выпустили 40 бумажных монгольфьеров объемом 50…60 куб.м. К каждому шару прикреплялось до 5000 писем, написанных на тонкой папирусной бумаге размером 6х9 см, уложенных в непромокаемые конверты. Нашедшему монгольфьер и отправившему письма полагалось вознаграждение в 100 франков.

Во время той же войны было организовано широкомасштабное применение аэростатов для почтовых целей. С 23 сентября 1870 г. по 28 января 1871 г. из Парижа было выпущено 65 аэростатов с 164 пассажирами, 381 почтовым голубем, 5 собаками и 10 675 кг корреспонденции. Схема была весьма проста: из осажденного Парижа с учетом направления ветра вылетал шар с почтой, несколькими пассажирами и почтовыми голубями. Основная задача была преодолеть территорию, занятую немцами. После посадки письма рассылались адресатам, голуби использовались для обратной доставки корреспонденции из провинции в Париж.

Аэростаты активно применялись во многих войнах. Это упоминавшаяся Франко-прусская война, французские военные экспедиции в Танкин (Ханой) в 1884г., на остров Мадагаскар в 1894-1895 гг. и в Пекин — 1900-1901 гг., война Севера и Юга Америки в 1861-1865 гг., Испано-американская война 1898-1899 гг. Русской армией аэростаты успешно применялись в войне с Японией 1904 года.

Во время войны с Наполеоном весной 1812 года через посла в Германии к русскому царю Александру І обратился механик Франц Леппих с предложением о строительстве 50 управляемых боевых аэростатов, поднимающих по 40 человек и по 12 000 фунтов. Александр І в надежде выиграть войну распорядился о финансировании проекта Леппиха. Работа велась скрытно, официальными легендами были: изготовление земледельческих машин и постройка подводной лодки. Уже в июне 1812 года начали собирать аэростат. Оболочка аэростата напоминала тело кита и была изготовлена из тафты, передвижение в воздухе должно осуществляться с помощью двух подвижных крыльев, приводимых в действие мускульной силой команды аэростата. По некоторым оценкам, объем оболочки составлял 11 500 куб.м. Леппиху удалось испытать в Москве только один аппарат. По донесению градоначальника Москвы Ростопчина, испытания не были удачными. Армия Наполеона подходила к Москве, и все части аэростата на 130 подводах были переправлены в Нижний Новгород, а затем в Ораниенбаум недалеко от С.-Петербурга. Известно, что на весь проект было истрачено 180 тысяч рублей.

Современный облик монгольфьеры приобрели после того, как по программе НАСА в США были проведены в конце 1950-х годов работы по тепловому воздухоплаванию. Основная цель программы НАСА заключалась в замене газовых аэростатов, применявшихся для тренировки пилотов дирижаблей и требовавших дорогостоящего гелия, на более дешевые тепловые аэростаты. Министерство обороны США на эти исследования выделило научно-исследовательской лаборатории НАСА, работавшей совместно с американской корпорацией «Равен Индастриз», денежные средства. Именно тогда пришли к выводу о целесообразности использования жидкого пропана в качестве топлива и определился облик основных элементов современного теплового аэростата. Работы были завершены в 1963 году, а в 1964 году Центром военно-морского вооружения США проведены первые испытания. Работы с монгольфьером нового поколения сразу были замечены предпринимателями в странах Западной Европы и Америке. В настоящее время только в одной Англии существуют три крупных предприятия по производству тепловых аэростатов. Фирмы «Cameron Balloons», «Thunder and Colt», «Lindstrand Balloons» и «Sky Balloons» выпускают более 600 аэростатов ежегодно.

Нельзя не упомянуть и о принципиально новом виде монгольфьеров — солнечных тепловых аэростатах, использующих в качестве источника тепла исключительно энергию солнца. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой у таких аэростатов достигает 30 градусов Цельсия. Естественно, объем оболочки солнечных аэростатов в 2,5…3 раза выше, чем у обыкновенных тепловых.